ПУТЕШЕСТВИЕ К ПЛАНЕТАМ РАЗНОЦВЕТНЫХ СОЛНЦ
для детей 10-13 лет

В игре участвуют 3-4 команды по 6 человек.

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Сегодня наши команды превращаются в космические экипажи. И мы отправляемся в путешествие к Планетам Разноцветных Солнц. Экипажи, к старту готовы?

Космонавты: Готовы!

Ведущий: Старт! (После паузы): Перед путешествием нам нужно распределить обязанности для членов экипажей: капитан, космобиолог, космозоолог, бортинженер, исследователь, переводчик.

( Распределяются роли для каждого члена экипажа).

Ведущий: Первая планета на нашем пути - Планета Пограничная. Первый удар принимают капитаны. Чтобы продолжить путешествие, вам нужно выполнить следующее задание: перечислите все известные вам созвездия. Время - 2 минуты.

( Ребята выполняют задание).

Ведущий: За нашим путешествием наблюдает Генеральный Адмирал космических дорог (представляет жюри). Следующая остановка на Планете Зелёного Солнца. Приглашаются космобиологи - на этой планете живут разумные растения. Задача космобиологов нарисовать жителей планеты. Время - 5 минут.

(Ребята выполняют задание).

Ведущий: А мы тем временем поиграем в игру: "Я - планетоход".

Игра. Все участники встают в круг. Один - в центре. Руками он изображает антенну, ходит по кругу и с самым серьёзным видом произносит: "Я - планетоход-1", стараясь рассмешить остальных. Тот, кто засмеётся, присоединяется к первому, встаёт за ним и говорит: "Я - планетоход-2", следующий засмеявшийся присоединяется и произносит: "Я - планетоход-3", следующий: "Я планетоход-4", и так до тех пор, пока не останется один человек - он и станет победителем.

Ведущий: Дальше наш путь лежит на Планету Красного Солнца. На этой планете живут самые внимательные существа во Вселенной. Поэтому на соревнование приглашаются исследователи.

Задание. Внимательно осмотрите за 30 секунд все предметы (предметы могут быть любые, 10-12 штук), которые вам предлагают жители планеты Красного Солнца… А сейчас мы закроем эти предметы. Вы должны написать по памяти все эти предметы. Победит тот, кто составит наиболее полный список.

(Ребята выполняют задание).

Ведущий: На Планете Голубого Солнца к работе приступает космобиолог. Задача космобиолога - изобразить необычное инопланетное животное с помощью пантомимы.

(Выполняется задание).

Ведущий: На Планете Белого Солнца живут изобретатели. Они изобретают различные машины. Приглашаем на эту планету бортинженеров. Ваша задача - нарисовать корабль, на котором вы прибыли на эту планету.

(Дети рисуют корабли и сдают рисунки жюри).

Ведущий: А мы пока поиграем с экипажами. Сейчас вы по очереди будете называть фантастические произведения. Победит тот, кто назовёт самое последнее произведение.

(Выполняется задание).

Ведущий: Впереди - Планета Оранжевого Солнца. Приглашаются переводчики. Ваша задача - с помощью жестов объяснить инопланетянам, что вам нужно:
- вы хотите залезть на высокую гору;
- вы хотите купить трёх зайцев;
- вы хотите полить цветы;
- вы хотите поиграть в футбол.

(Выполняется задание).

Ведущий: Нужно для жителей планеты пропеть куплет песни "Во поле берёза стояла". Но жители планеты живут на четырёх континентах. Все согласные у них такие же, как и у нас, а вот гласные разные:
- на первом континенте есть только "О";
- на втором - "И";
- на третьем - "У";
- на четвёртом - "Я".
Значит, можно использовать только эти буквы.

(Команды исполняют песни).

Ведущий: И последнее задание. Нужно за 5 минут придумать космическую сказку.

(Выполняется задание).

Ведущий: Вот мы и на Земле! Всем спасибо за удачное путешествие. Желаю вам новых побед!

Подводятся итоги. Награждаются победители.


Текст: Лилия Баева (г. Курган),


День космонавтики

Реквизит: табличка "Космодром". Плакаты "Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели..."
(К.Э.Циолковский)
"Жить и верить - это замечательно,
Перед нами небывалые пути,
Утверждают космонавты
и мечтатели
Что на Марсе будут яблони
цвести".
Цель: проверить творческие способности учащихся, познания в области покорения космоса, физические основы космических полетов.
Экипажи формируются из учащихся 7-11-х классов по 7-8 человек. Каждый класс готовит своего космонавта (костюмы, эмблемы, макет космического корабля из дерева, картона).

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать "что тут особенного"?
Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра - эра освоения космоса.
12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле "Восток" совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.
Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности.
В этом созвездии имен одни из самых ярких - имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.
Сейчас вы станете свидетелями космического путешествия двух экипажей. И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, наши сегодняшние "космонавты" через 10-15 лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли.
Ладонью заслонясь от света,
Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
- Ракета
Достигла станции Луна. -
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
- Порядок. -
Как будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха вверила ему!
Л. Татьяничева
Встречаем экипажи. Наши космонавты прошли строгий отбор.

Представляются экипажи:
Командир корабля...
Бортинженер...., художник....,
Математик...., ученый...
Исследователь...., писатель-фантаст...., астроном... и т.д.
На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри) и даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий. Экипажам доложить о готовности.
Докладывают: Экипаж корабля "Гагаринец" ("Земляне", "Марс-25") к космическому рейсу готов. Командир экипажа...
Дорогие члены экипажей, сейчас мы с вами совершим увлекательное путешествие "Земля-Марс-Земля". Во время игры мы выясним, чья команда лучше знает историю покорения космоса, физику космических полетов.
Очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты реакции к командам с Земли.
Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним.
А сейчас возьмем интервью у болельщиков.
- Какими, на ваш взгляд, должны быть космонавты?
(Смелые, выносливые, находчивые, любознательные, трудолюбивые, сообразительные...).
Именно таких мы отправляем сегодня в космический полет. Но все-таки экипажи должны пройти последнюю проверку на Земле.
Скажите, с какой целью вы хотите слетать в космос?
Без чего бы вы не могли обойтись в космосе? Что бы вы обязательно взяли с собой? (Комнатный цветок, своих домашних животных, любимую книгу и пр.).
1-й этап. Проверим физическую подготовку.
а) по 2 члена экипажа крутятся 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идут вдоль прямой. Такую проверку проходят все члены экипажа.
б) Во время полета срочно нужно перейти из одного отсека в другой. (Кто быстрее всем экипажем пройдет сквозь обруч)
в) Тренировка продолжится и во время полета, из спортивного снаряжения выберите то, что можно использовать в космосе (гантели, эспандер, гири, штанга).
Ну что же, физически вы хорошо подготовлены.
2-й этап. А сейчас проверим ваше внимание, наблюдательность. На подносе 10 предметов, через 5-7 секунд экипажи должны перечислить предметы и желательно по порядку расположения.
3-й этап. А теперь немного истории, как вы изучили Солнечную систему, знаете ли вы своих предшественников? Кто даст больше ответов?
Вопросы задаются по очереди экипажам: 1. Кто первый разработал принцип реактивного движения? (Кибальчич Н.И.). 2. Малые планеты (астероиды). 3. Кому принадлежат слова "Я надеюсь, что мои работы - может быть, скоро, в отдаленном будущем - дадут горы хлеба, бездну могущества"? (К.Э. Циолковский). 4. Сколько длился полет Гагарина? (108 минут). 5. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Леонов). 6. Кто из космонавтов приземлился на территории Пермской области. (Павел Беляев и Алексей Леонов).  8. Сколько планет в Солнечной системе? Назовите по порядку. (9 планет). 9. Можно ли на Луне пользоваться компасом? (Нет, так как отсутствует магнитное поле). 10. Небесное тело, сгоревшее в атмосфере. (Метеор). 11. Сможет ли космонавт в летящем космическом корабле перелить воду из одного сосуда в другой? (Нет, невесомость). 12. Смогут ли два космонавта, вышедшие в открытый космос, разговаривать друг с другом обычным способом? 13. Почему в космическом корабле космонавты находятся в состоянии невесомости? 14. По какой яркой звезде можно ориентироваться на местности? 15. Что исчезает у тел во время полета? 17. Назовите фамилии женщин-космонавтов?
Минутная готовность. 6, 5, 4, 3, 2, 1... ПУСК (Звук стартующей ракеты записан на магнитофон).
1. Экипажи, наступила перегрузка. Примите срочно меры, чтобы легче ее перенести (принимают положение, полулежа на стульях).
2. Космические корабли вышли на заданную траекторию. Самочувствие юных космонавтов хорошее.
Экипажи на связи: С какой скоростью летите от Земли к Марсу? Какое давление у вас в корабле?
ВНИМАНИЕ! НЕВЕСОМОСТЬ.
(Экипажи изображают свое поведение в космическом корабле).
3. Первыми словами Юрия Гагарина с орбиты были: "Красота-то какая! Как прекрасна наша планета!" Задание художникам: изобразите вид из космоса на нашу планету. (Рисунки передать в ЦУП).
4. Любуясь нашей планетой в иллюминатор, остальные члены экипажа определяют местность, над которой они пролетают. Наносят на карту названия рек, озер, островов, морей, океанов (каждому экипажу дается контурная карта).
Пока экипажи выполняют задания, задания болельщикам. Давайте еще раз повторим, кто же может попасть в отряд космонавтов?
1. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит (труд).
2. Только сильных звездолет может взять с собой в (полет).
3. Очень дружно мы живем. Скучных в космос (не берем).

Загадки
4. Летит жар-птица, хвостом гордится (комета).
5. Днем спит, ночью глядит. (Луна)
6. Планета Солнечной системы
Мое начало составляет.
Нет для фантастов лучшей темы,
Она их тайной привлекает.
А слог второй под Новый год
Любовно люди украшают
Что в целом, отгадает тот
Кто город Франции узнает. (Марсель)
Болельщикам задание на время игры: из букв слова "космонавтика" составить самое длинное слово.
Первый космический день позади, нашим космонавтам пора отдохнуть, а болельщики исполнят для своих экипажей песни со словами "звезда, Земля, космодром, "Земля в иллюминаторе", "Как нас Юра в полет провожал", "А знаете, каким он парнем был", "Созвездие Гагарина", "Светит незнакомая звезда", "Звездочка моя ясная".

И вот наступило космическое утро. А с чего оно начинается? Правильно, с зарядки. Под музыку покажите, как вы ее выполняете (экипажи полным составом изображают разминку).
Врачи ЦУПа наблюдают за вашим самочувствием.
Это вам удалось. Похоже, наши экипажи уже адаптировались в космическом доме. Быть космонавтом не только увлекательно, но и трудно.
И вот, наконец, наши корабли совершили посадку на одну из интереснейших планет Солнечной системы - планету МАРС.
И снова начинается трудовой, насыщенный новыми испытаниями и исследованиями день. Сейчас вы находитесь на Марсе, а значит, вы сейчас временно марсиане, сообщите на Землю сведения об этой планете. Экипажи рассказывают, что они знают о Марсе: ускорение свободного падения на Марсе в 2,5 раза меньше, чем на Земле. Чему равен ваш вес? А знаете ли вы, что названия спутников Марса по-русски означает Фобос - страх, а Деймос - ужас.
Спасибо за информацию. Желаем дальнейших успехов в изучении планеты, надеемся получить от вас еще много интересных сведений.
Экипажи покидают Марс и направляются к Земле. И наконец можно подвести итог вашей совместной работы.
Программу полета наши космонавты выполнили полностью.
С благополучным возвращением!
Центр управления полетом подведет итоги полета, назовет победителей, вручит награды.
"Космонавт" читает стих.
Когда последний закруглен
виток.
Так хорошо сойти на Землю
снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных
трасс,
Нам на нее глядеть,
не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо,
всякий раз
Своей Земле мы оставляем
сердце.
Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего - чисто человеческий. Завоевание космоса только начинается.


 

День космонавтики

На сцені стоїть ведучий. У залі на задніх рядках сидять батьки, а на передніх - дітки (учні). 

Ведучий: Цього дня у 1961 році Юрій Гагарін на космічному кораблі "Восток" здійснив перший в історії людства політ навколо орбіти Землі.

Ведучий:  І це перевернуло хід науки! Те, що раніше вважалося неймовірним, стало дійсністю. Це все одно що ви, діти, побачили б на власні очі чаклунство Гаррі Поттера! Тепер ми знаємо як виглядає поверхня Місяця і навіть Марса!!! Хтозна, можливо коли ви підростете, то зможете подорожувати космосом так само вільно, як і Україною. І якщо це трапиться, то ви маєте знати, що таке космос і що саме там можна відвідати. Саме тому я і пропоную вам пофантазувати і здійснити уявний тур по сонячній галактиці!!!

Ви згодні?

Діти: Тааааак!!!

Ведучий: Тоді починаємо! Будь-який космонавт довго тренується перед тим, як відправитись у космос. Тому і ми перед своїм польотом маємо перевірити наскільки ви готові до невагомості. Хто з вас знає що це таке, дітки?

Діти: ...відповіді дітей...

Ведучий: У невагомості люди літають як пір'я на вітру. Їх крутить у різні боки і дуже важко владнати зі своїм тілом, адже в космосі ви стаєте буквально невагомими, тобто нічого не важите!!! Отже виходьте до мене і ми будемо тренуватися до польоту в космос.

 

Діти виходять до ведучого.

 

Конкурс 1: Тренування до невагомості

Діти мають виконати завдання. Хто з завданням краще справиться, той стане капітаном космічного корабля.

Завдання - Поставити ніжки одна перед одною так, щоб п'ятачка торкалася носочка другою ніжки, заплющити очі і розставити прямі ручки в сторони. Потім за командою ведучого дітки мають кожною ручкою по черзі торкатися кінчика носа. Хто перший не втримає рівновагу, тобто поставить другу ніжку вбік - той програв. Хто виявився найвитривалішим - той капітан корабля.

Команди краще давати не "ліва" та "права" (йдеться про руки), а "Сонце" та "Місяць" (Сонце - ліва рука, Місяць - права). Тоді варто слідкувати і за увагою діток.

До конкурсу можна запросити батьків. Це завжди весело.

 

Дітки сідають на місця

 

Ведучий: А тепер, коли ми підготувались до польоту, я всіх вас попрошу закрити очі, а відкрити їх тільки за моєю командою. І я починаю зворотній відлік... 5..4..3..2..1......пуск!!! (необхідно підтримати "пуск" музикою в стилі космосу (Мішеля Жара, наприклад, легко знайти в інтернеті). Очі у батьків та глядачів закриті, тому, якщо пофантазувати, то можна уявити, як всі піднімаються до зірок. Помічники мають згасити в приміщенні яскраве світло, і залишити тільки тьмяний приємний світильник, щоб видимість все ж таки залишалась).  ...От ми пролітаємо крізь хмаринки... а от ми проходимо стратосферу... А от ми вже у відкритому космосі і бачимо нашу планету згори.... Відкриваємо очі... Як же виглядає планета Земля з Космосу? Вона виглядає як оцей глобус (ведучий показує глобус). І має самий такий розмір на вигляд. Звичайно всі країни і континенти прикриває шар атмосфери (тобто хмаринок), проте іноді, у безхмарну погоду видно Тихий Океан. А інколи навіть Велику Китайську Стіну!!! (ведучий має показувати океан і Китай на глобусі).

Окрім Землі у сонячній системі є ще 8 планет - Венера, Марс, Меркурій, Сатурн з кільцями навколо себе, Юпітер, Нептун, Уран та Плутон. Хоча останні досліди вказують на те, що Плутон неможна вважати планетою. Всі ці планети крутяться навколо Сонця. (Це краще демонструвати або на плакаті сонячної системи, або малювати на дошці). Тож зараз я пропоную вісімнадцятьом з вас вийти у відкритий космос і спробувати приземлитися на планети.

 

Конкурс 2: Планети сонячної системи

Старий добрий конкурс з підвішеними на нитки яблуками, які треба вкусити без допомоги рук.

Уявімо, що яблука - це дев'ять планет сонячної системи. Хтось кусає Марс, хтось Плутон, а хтось Землю. Решта дев'ять дітей тримають ці "планети" на піднятих вгору руках. То ж виходять дев'ять команд по дві дитини в кожній. Яка команда встигне першою вкусити яблуко - та перша приземлилась на свою планету і тому виграла.

 

Дітки сідають на місця

 

Ведучий: Молодці! Ви вдвох, як Нейл Армстронг і Едвін Олдрін! Доречі, чи ви знаєте, хто це такі?

Діти: ...відповіді дітей...

Ведучий: Це перші люди, які висадилися на Місяці! А хто знає, що таке Місяць?

Діти: Планета... 30 днів...

Ведучий: Ні! Місяць - це супутник Землі! Якщо всі планети Сонячної системи обертаються навколо Сонця, то супутники обертаються навколо своїх планет. Наприклад, у Сатурна існує аж 18 місяців, які обертаються навколо нього! Уявляєте собі, якби у Землі був не один супутник-Місяць, а вісімнадцять? Деякі ми бачили би вночі, а деякі навіть вдень. Поверхня Місяця вкрита круглими ямами, тому деякі люди вважають, що він зроблений з сиру :). А ви знаєте, що це за ями і як вони називаються?

Діти: ...відповіді дітей...

Ведучий: Вони називаються кратерами. Утворюються вони від комет, які падають на поверхню Місяця. А вам, як вже майже справжнім космонавтам, я пропоную дослідити поверхню Місяця, а саме - кратери.

 

Конкурс 3: Поверхня місяця

Діти діляться на дві команди. На підлозі у два ряди розкладаються обручі на відстані 1/2 метра один від одного. Це кратери. Дітям необхідно по-черзі стрибати із одного обруча в інший. Дострибавши до кінця, дитина бере яблуко (камінь з Місяця) і стрибає назад, передавати естафету наступному. Виграє та команда, гравці якої першими візьмуть по одному яблуку - відтак, вони стають найкращими дослідниками космосу.

 

Дітки сідають на місця

 

Ведучий: Ви всі просто молодці! Із вас можуть вийти видатні космонавти. Не дивлячись на те, що в цьому році виповнюється   ________________років з того дня, як перша людина полетіла в космос, розвиток цієї галузі ще тільки починається. І можливо саме ви зробите значні відкриття в цій сфері. Можливо хтось відкриє нову планету, хтось стане першою людиною, яка висадиться на Марсі! А можливо в когось навіть буде свій будиночок на Місяці, куди він чи вона зможе літати на вихідні як на дачу! Пам'ятайте, все в ваших руках! Не бійтеся фантазувати! З днем Космонавтики вас!

                                                                                   Автори: Ганна Шевченко та Микола Єрмоленко 


День космонавтики

Мета: познайомити з історією святкування  Всесвітнього дня авіації і космонавтики, розвивати  творчі здібності, мислення, знання про космос, фізичні основи польоту, прививати цікавість до пізнання космічних просторів

Обладнання: виставка газет, малюнки учнів, портрети Ю.Гагаріна, Л.Каденюка, яблука, обручі

Хід заходу 

І Організаційний момент 

ІІ Проведення виховної години

    1. Оголошення теми                                                      

   12 квітня все людство відмічає Всесвітній день авіації та космонавтики. Це свято з'явилось на честь першого польоту у космос людини і тим самим воно підкреслює нестримну жагу людського роду до пізнання нових знань. Бажаю і Вам у цей день замислитись над своїм існуванням і від душі захотіти дізнатися про навколишній світ більше!

           Ера польотів людини спочатку на літаку, а потім і у космічному кораблі відкрила для людства принципово нові можливості у подоланні відстані та швидкості руху. У цей знаменний день варто пам'ятати, що можливості нашого пізнання не обмежені, і за наявності наполегливої праці та терпіння ми можемо здолати будь-які перешкоди.

До космічних ви висот

Прагнете щодня,

Поважає вас народ

Тішиться рідня,

Бо найближче до зірок

Ви з усіх із нас.

Вас вітаємо тепер

В цей зірковий час.

 

Історія свята

Всесвітній День Авіації та Космонавтики 12 квітня

       В цей день, 12 квітня, у 1961 році громадянин СССР старший лейтенант Юрій Олексійович Гагарін на космічному кораблі "Восток" вперше в світі здійснив орбітальный політ навколо Землі, відкривши епоху пілотуємих космічних польотів. Він здійснив один виток довкола земної кулі, який тривав 108 хвилин.

      Розвиток польотів в колишньому союзі проходило поетапно. Від перших пілотуємих кораблів та орбітальних станцій до багатоцільових космічних, які пілотували орбітальні комплекси.

      За рішенням Міжнародної авіаційної федерації (ФАІ)  12 квітня святкується як "Всесвітній день Авіаціїї та Космонавтики".

 

"УКРАЇНА – КОСМІЧНА ДЕРЖАВА”

     Україна і космос - нероздільні. Зв'язок цей міцно встановився на зорі космонавтики, і витравити його зараз просто неможливо. Українське походження мали такі творці теорії польотів у світовому просторі, як Костянтин Ціолковський (до речі, повне прізвище Циолковський-Наливайко), Микола Кибальчич, Юрій Кондратюк.

       У Київському політехнічному свого часу вчилися Сергій Корольов і Володимир Челомей (конструктор відомої ракети-носія "Протон"). Ракетна техніка взагалі пішла  із просторів "неньки": перші у світі бойові ракети (після китайських дослідів) створив нащадок українських козаків генерал-лейтенант Олександр Засядько, він же організував у російській армії першу ракетну роту. А іменами Янгеля і, пізніше, Уткіна (генеральних конструкторів КБ "Південне" у Дніпропетровську, творців серії балістичних ракет, включаючи "Сатану" і "Скальпель") на Заході починаючи з 50-х рр. лякали діточок.

     Хоча порох та ракети власне винайшли хитромудрі китайці, але перший поштовх для розвитку ракетної техніки в Європі дав українець - генерал-лейтенант Олександр Засядько, який ще у середині 19 століття розробив цілу серію різних бойових ракет та створив у російській армії ракетну роту.

      Першим, хто додумався використати ракети для польоту людини у космос теж був українець - Микола Кибальчич. Народився він на Чернігівщині в сім’ї місцевого священика. Свого часу Кибальчич прославився головним чином тим, що виготовив унікальну бомбу, якою народовольці прикінчили російського імператора Олександра ІІ. Пристрій для реактивних польотів Кибальчич розробив у останні дні свого життя - ескіз космічного корабля було видряпало уламком ?ґудзика на стіні тюремного каземату. Перед самою стратою Кибальчичу вдалося передати папери з розробками реактивного літального апарату адвокатові, але їх вилучила царська "охранка”. Унікальний винахід надовго було поховано в архівах спецслужб...

      Лише після революції світ дізнався, що Ціолковський був не першим і що його майже на три десятиріччя випередив страчений 3 квітня 1881 року українець Микола Кибальчич. До речі, Ціолковський теж не був 100% русаком і мав добрячу частину української крові. Зокрема серед його українських предків був Северин Наливайко.

Житомирянин Сергій Корольов,той самий,  чия ракета 12 квітня 1961 року виведе у космос першу людину планети.

        Мало хто знає, але свій шлях "любимый лунный трактор” СРСР до Місяця розпочав в Україні. Для підготовки команди, що керувала "Луноходом”, та для випробовувань самого апарату в кримських горах під Сімферополем було створено спеціальний "місяцедром”.

           На Місяць було запущено усього два "трактори” - "Луноход-1” (1970 р.) та "Луноход-2” (1973 р.). Під час виконання місячної місії "трактористи” теж знаходилися у Криму - у центрі керування в селищі Шкільне. Пізніше зі Шкільного керували роботою космічних кораблів "Союз”, брали участь у здійснення першої міжнародної стиковки "Союз”-”Аполон”, відстежували перший, і єдиний політ радянського "човника” "Буран”...

 

Космічне сьогодення

         За роки незалежності Україна впевнено посіла своє місце серед провідних космічних держав світу. Сьогодні ми випускаємо найрізноманітніші ракетоносії. Від "космічної малолітражки” - типу "Циклон-3” (супутники до 600 кг), до важкої "космічної фури” "Зеніт-2 SLВ”, здатної вивести на орбіту до 14 тонн. На базі балістичної ракети SS-18 "Сатана” створено мирні космічні носії серії "Дніпро”. Усього на трьох закордонних космодромах - Байконур, Плесецьк і "Сі Ленч” - експлуатуються п’ять українських ракетно-космічних комплексів: "Циклон-2”, "Циклон-3”, "Зеніт-2”, "Зеніт-3SL”, "Дніпро”, якими, з 1991 року здійснено майже вісім десятків пусків, та виведено на орбіту понад півтори сотні супутників. На сьогодні Україна контролює 10% ринку космічних послуг.

Чудовим вираженням міжнародного співробітництва в освоєнні Всесвіту, пізнанні його таємниць став політ українського космонавта Леоніда Каденюка на борту американського корабля «Шаттл», який стартував 19 листопада 1997 року. Цей політ тривав 16 діб.

          Останнім часом з’явилася інформація про те, що НКАУ планує разом з НАСА розпочати нову спільну Місячну програму... Адже сьогодні космічні дослідження - це не лише престиж держави, але й надзвичайно прибутковий та перспективний бізнес. Потенціал поки що є.

 

Звучить пісня на мотив пісні „Справжній друг”

1. Хочеш все про всесвіт знать -2р

Треба більш читати.

І тоді в небесний світ -2р.

Будеш ти пірнати.

ПРИСПІВ:

Ні дощі, ні вітри, зорепади не страшні,

Якщо до знань усім іти -2р

2. Астрономом станеш ти -2р.

Вивчиш все про космос.

Будеш знати про зірки -2р.

Про сузір”я й Сонце

ПРИСПІВ

Ми живемо на Землі -2р

Завдяки всі Сонцю.

Про це вчені довели -2р.

Космонавти також.

ПРИСПІВ:

В планетарій ходим ми,

З телескопом   дружим всі,

Щоб побільше знати.

Мрієм в космос полетіть,

І зірки нові відкрить.

Відомими,  щоб стати.

 

Ведучий:

Небо зорями рясніє

Небо зорями рясніє,

Таємниче і глибоке,

Всесвіт нам бентежить мрії,

Спонукаючи до дії,

Розум радує і око.

 

Оксамитова безодня

Так притягує до себе!

Пригадаємо сьогодні

Тих, кому скорилось небо.

 

Романтичних, геніальних

Винахідників сміливих,

Завдяки яким реально

В кожній хаті маєм диво.

 

Про супутники космічні

Ми говоримо буденно.

Допомогою їх звично

Користуємось щоденно.

 

Інтернет, зв'язок мобільний,

Телебачення, прогноз,

Спілкування з світом вільне -

Змінює життя всерйоз! 

 

Пригадаймо відчайдуха,

Хлопця першого з Землі,

Всесвіт мовчазний він слухав,

Всміхнено епоху рухав

На космічнім кораблі.

 

Щира шана тим землянам,

Що на Місяці колись,

Прапори Землі на славу

Встановити спромоглись!

 

З космосу - Земля тендітна,

Невелика і блакитна,

І кордони непомітні -

Ніби спільно всі живуть...

Мабуть так колись і буде,

Бо як в космос вийшли люди,

Й на Землі лад наведуть!                 Наталія Козленко


 

Конкурс до Дня космонавтики

 
На рубеже двух столетий – девятнадцатого и двадцатого – наш соотечественник, основоположник современной космонавтики К. Э. Циолковский стал рассматривать космос как возможную среду обитания человека, исследовать условия, в которых он окажется, совершая межпланетный полет. 4 октября 1957 года впервые в мире на орбиту был выведен искусственный спутник Земли. Так началась космическая эра в истории человечества. А 12 апреля 1961 года Юрий Алексеевич

Гагарин проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив первый полет в истории человечества. С того дня прошло (... ) лет...
Сигнал.
Мне пора...
Я мечтал
о больших скоростях.
Ведь если меня испугает бездонная синь,
Ты первая скажешь:
"Он трус.
Он мне больше не сын".
Живые и мертвые
Этого мне
не простят.
И все это правда,
как то, что секунды спешат.
Как то, что завтра
опять заалеет восток...
В атаке всегда
Кто-то делает
первый шаг.
И это не подвиг,
А просто-напросто
долг!
Ты будешь жить,
как и прежде,
часы торопя.
Но скоро поймешь, для чего,
ты поймешь, что не зря
люди –
земнее земных –
покидали тебя
во имя бессмертья и славы твоей,
Земля!..
Я заново
память свою пред тобой пролистал.
Глазастые звезды мерцают,
дразня и маня.
Диктор
До старта четыре секунды.
Внимание.
Старт!..
Человек
Прощай, Земля...
Земля
До свиданья,
гордость моя!..

(Р. Рождественский)


1 тур.
Счастье первых шагов в космос

Вопрос:
Кого считают "отцом космонавтики"?

Варианты ответа:
К. Э. Циолковский
Н. Е. Жуковский
С. П. Королев

Вопрос:
Что означает слово "космос"?

Варианты ответа:
Планета
Небо
Вселенная

Вопрос:
Как называется наука о строении и развитии космических тел, их систем и вселенной в целом?

Варианты ответа:
Космонавтика
Астрономия
Астрология

Вопрос:
Сколько планет Солнечной системы?

Варианты ответа:
7
11
9

Вопрос:
Какая из планет самая большая?

Варианты ответа:
Сатурн
Меркурий
Юпитер

Вопрос:
На какой из планет должны были цвести яблоневые сады?

Варианты ответа:
Венера
Марс
Уран

Вопрос:
Назовите самое близкое к нам космическое тело.

Варианты ответа:
Солнце
Луна
Комета Галлея

Вопрос:
Как звали собаку, которая первой полетела в космос вместе с искусственным спутником земли?

Варианты ответа:
Стрелка
Белка
Лайка

Вопрос:
Когда был совершен первый полет человека в космос?

Варианты ответа:
12 апреля 1961 года
4 октября 1957 года
16 июля 1969 года

Вопрос:
Сколько длился первый полет?

Варианты ответа:
108 минут
20 минут
45 минут

Вопрос:
Кто был дублером первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина?

Варианты ответа:
Андриян Николаев
Валерий Быковский

Герман Титов

Вопрос:
Как назывался космический корабль, на котором стартовал Ю. А. Гагарин?

Варианты ответа:
Восход
Восток
Союз

Вопрос:
Какой позывной был у Ю. А. Гагарина?

Варианты ответа:
Клен
Кедр
Земля

Вопрос:
Как называется космонавт в США?

Варианты ответа:
Астрофизик
Астронавт
Астролог

Вопрос:
Кто первым из космонавтов вышел в открытый космос?

Варианты ответа:
Алексей Архипович Леонов (март 1965)
Эдвард Уайт (США) (июнь 1965 г.)
Джон Янг (США) (июль 1966 г.)

Вопрос:
Кто первым побывал на Луне?

Варианты ответа:
СССР
США (Нил Армстронг, Эдвин Олдрин)

Вопрос:
Когда произошло это событие?

Варианты ответа:
Июль 1969 г.
Ноябрь 1969 г.
февраль 1971 г.

Вопрос:
Кто из женщин-космонавтов впервые вышел в открытый космос?

Варианты ответа:
Валентина Терешкова
Салли Райд (США)
Светлана Савицкая

Вопрос:
Как назывался космический аппарат, покинувший в 1973 году Солнечную систему и сделавший цветные снимки Юпитера?

Варианты ответа:
"Викинг"
"Шаттл"
"Пионер"

Вопрос:
У кого из космонавтов был позывной "Чайка"?

Варианты ответа:
Елена Кондакова
Валентина Терешкова
Пономарева Валентина Леонидовна

Вопрос:
Как назывался космический корабль, на котором в 1975 году американцы приняли участие в экспериментальном полете космических кораблей СССР и США?

Варианты ответа:
"Челленджер"
"Дискавери"
"Аполлон"


2 тур.
Фантастика или реальность?

Таинственный мир звезд издавна манил людей. В сказаниях, в эпосе, в религиозных произведениях рассказывается о том, как сыны Земли совершали фантастические межпланетные перелеты, возносились на небо с помощью птиц и диковинных аппаратов. А нашу планету посещали пришельцы из космоса... И хотя мечты человечества о полетах в космос опережали в фантазиях романистов действительность, многое из того, о чем они мечтали сбылось. Обратимся к художественной литературе о полетах человека в космос.

Вопрос:
В каком романе Ж. Верна выдвинута идея выхода в космос из межпланетного корабля в скафандре и с запасом воздуха?

Варианты ответа:
С Земли на Луну
Вокруг Луны
Пятьсот миллионов Бегумы

Вопрос:
На каком летательном аппарате летят марсиане к Земле в романе Г. Уэллса "Война миров"?

Варианты ответа:
Пушечный снаряд
Ракета
Космический ковчег

Вопрос:
Кто написал научно-фантастический роман о встрече землян с прекрасной марсианской девушкой Аэлитой?

Варианты ответа:
А. Н. Толстой
А. Р. Беляев
А. К. Толстой

Вопрос:
Кто из писателей впервые использовал в своем произведении идею гравитационного экрана?

Варианты ответа:
Эдгар По "Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля"
Курт Лассвиц "На двух планетах"
Герберт Уэллс "Первые люди на Луне"

Вопрос:
Что использовал для полета к Солнцу мифологический Икар?

Варианты ответа:
Дрессированные лебеди
Крылья из птичьих перьев, скрепленных воском
Орел


3 тур.
Если Вы встретите инопланетянина...

В необъятной Вселенной пока что известен один крохотный уголок, где может жить человек. Это наша Земля – средняя по размерам и массе планета с воздушной оболочкой, кружащая не слишком далеко и не слишком близко от своей звезды – Солнца. Здесь мы в безопасности – атмосфера защищает нас от грозного невидимого дыхания космоса и ударов метеоритов, нам не грозят ни испепеляющий жар, ни смертельный мороз. Маленький островок жизни в беспредельном космическом океане, колыбель человечества, его единственное пристанище...

Но представьте на мгновение, что вдруг на одной из космических трасс вы встретились с кораблем дружественных инопланетян. Во время переговоров они захотели узнать, кто вы, откуда и что же это за планета – Земля? Что вы сможете рассказать о нашей родной прекрасной планете пришельцам из космоса?

Вопрос:
Земля – третья от Солнца планета Солнечной системы. Каков диаметр Земли?

Варианты ответа:
12756 км
12104 км (Венера)
6766 км (Марс)

Вопрос:
Площадь поверхности Земли составляет 510, 2 млн. кв. км. Суша состоит из материков и островов. Сколько материков на Земле?

Варианты ответа:
7
8
6

Вопрос:
Назовите их.

Ответ:
Евразия, Африка, Австралия, Антарктида, Сев. Америка, Юж. Америка.

Вопрос:
Какой самый крупный полуостров на Земле?

Варианты ответа:
Индокитай
Аравийский (2730 тыс. кв. км.)
Скандинавский

Вопрос:
Какой самый большой остров на Земле?

Варианты ответа:
Сахалин
Мадагаскар
Гренландия (2176 тыс. кв. км.)

Вопрос:
Известно, что 70,8% поверхности земного шара занимает вода. А какой океан самый большой на Земле?

Варианты ответа:
Тихий
Атлантический
Индийский

Вопрос:
Какая самая длинная река на Земле?

Варианты ответа:
Амазонка
Миссисипи
Нил

Вопрос:
Какое самое большое озеро на Земле?

Варианты ответа:
Виктория (Вост. Африка)
Верхнее (Сев. Америка)
Каспийское море (376 тыс. кв. км.)

Вопрос:
Основными горными системами Земли являются Гималаи, Гиндикуш, Анды, Альпы, Кавказ. А какая самая высшая точка Земли?

Варианты ответа:
Килиманджаро
Монблан
Джомолунгма (Эверест) (8848 м)

Вопрос:
В переводе с греческого слово "музей" означает "храм муз". На Земле много прекрасных музеев, в которых хранятся, изучаются и популяризируются памятники естественной истории, материальной и духовной культуры. Есть среди них такие, которые известны во всем мире. В каком городе расположен всемирно известный музей "Прадо"?

Варианты ответа:
Мадрид (Испания)
Париж (Франция)
Вашингтон (США)

Вопрос:
Первоначально это был дворец французских королей, возведенный на месте старого замка. А сейчас это – художественный музей, богатейшее собрание древне-египетского, античного, западно-европейского искусства. Как он называется?

Варианты ответа:
Эрмитаж
Лувр
Метрополитен-Музей
Тур может быть дополнен вопросами по истории, искусству и т.д.


Счетная комиссия подводит итоги.

"Мы – дети Земли" – эти слова произнес Ю. А. Гагарин после того, как за 108 минут он облетел всю нашу планету. Она показалась ему прекрасной и ... маленькой. Попав в безбрежный океан космоса и наблюдая в иллюминаторах "алмазные россыпи ярких холодных звезд", Юрий Алексеевич Гагарин первым увидел со стороны колыбель человечества.

Мы – дети Земли... Мы только стоим на пороге новой эры-космической. Несмотря на то что после первого полета человека к звездам на околоземных орбитах побывали уже сотни людей из разных государств, мы делаем в космосе лишь первые шаги. В развитии нашей цивилизации наступило время, которое предсказывал на пороге XX века К. Э. Циолковский: "Человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство". Отныне и навсегда мы тесно связали свою жизнь и свое будущее с космосом, стали на путь, ведущий к овладению неисчерпаемыми ресурсами Вселенной.

Организаторам конкурса

Конкурс проводится в 3 тура. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. В ходе проведения можно часть вопросов убрать или наоборот добавить на ваше усмотрение. К мероприятию оформляются книжно-иллюстративная выставки и библиотечные плакаты "Путь к звездам", "На орбите мечты", "Дорога в космос" и др.
"Оживит" мероприятие использование музыки, в том числе записи песен "Знаете каким он парнем был", "Притяжение Земли", "Трава у дома", "Нежность" и др.


Литература:
Большой энциклопедический словарь /Гл. редактор А. М. Прохоров. – Изд.2-е, перераб. и доп. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. – 1456 с., ил.
Виргинский В. С., Хотеенков В. Ф. Очерки истории науки и техники 1870-1917 гг: Кн для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 304 с., ил.
Глазков Ю. Н., Колесников Ю. В. В открытом космосе. – М.: Педагогика, 1990. – 128 с., ил.
Глушко В. П. Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР. – М.: Машиностроение, 1987. – 304 с.
Горшков В. С. Мы – дети Земли. – Л.: Лениздат, 1986. – 144 с., ил.
Рождественский Р.И. Собрание сочинений. Т.1. – М.: Худ. лит., 1985. – 447 с.
Рудный Н., Юдин И. ... А сердце летит с тобой. – М.: Сов. Россия, 1984. – 224 с., ил.
Справочник необходимых познаний. – Пермь: Вся Пермь, Алгос-Пресс, 1995. – 512 с.